Я был абсолютно уверен в том что проблема имеет програмную, а не аппаратную неиправность (как предполагал murzik) и оказался прав.
Продолжил копать и сумел восстановить работу порта usb - он снова появился в диспетчере устройств и заработал.
Итак, вот решение:
- в диспетчере устройств перемещаемся с вкладки "Контроллеры USB" в "Системные устройства"
- находим там "Контроллер USB для семейства наборов микросхем Intel(R) 7 Series/C216 — 1E31"
- драйверы у меня на этот контроллер от 2006 года, тогда ещё и usb 3.0 небыло - спецификация USB 3.0 появилась в 2008 году
- обновляем с диска, мне предложил 2 варианта
- после обновления, во вкладке "Контроллеры USB" появится usb 3.0, порт заработает.
Вывод: леново в случае проблем не предоставляет никаких выриантов решения. Облазил их сайт, выполнял диагностику, которую там предлагают - толку 0. Даже если дрова встроены в винду - нужно хотябы предупредить об этом пользователя, а не писать " Просмотреть файл: Не доступно " что вводит в полнейший ступор, я потратил время на поиск этих дров на других сайтах и писанину на форуме. Короче, отвратительная поддержка на оф. сайте! Подавляющее количество пользователей в моём случае понесут ноут в мастерскую и потеряют не только время но и деньги!