steaven

Автолюбителям - О советских автомобилях

13 posts in this topic

В СССР любой владелец автомобиля в СССР был по определению крут, ибо круче владельца личной машины в Союзе был лишь обладатель личной и служебной машин одновременно.

Личная машина покупалась тогда не на пару-тройку лет, а как минимум на десятилетие – авто в Союзе выпускалось крайне мало, и как ни странно одно время много их шло на экспорт. Соответственно в свободной продаже купить машину было практически невозможно, а все имеющиеся фонды на новые авто распределялись по предприятиям и организациям, в профкомах которых составлялись списки из желающих приобрести автомобиль в порядке многолетней очереди.

Автомобиль по приоритету тогда иногда стоял даже выше квартиры, поскольку квартиру давали бесплатно, а за машину отдавались кровные деньги, которые и заработать-то можно было с превеликим трудом. Я знаю несколько историй, когда люди меняли полученные в наследство квартиры на машины, которые теперь сгнили, а обмененные ими тогда квартиры стоят сейчас как несколько новеньких иномарок среднего класса. Впрочем, у многих на сберкнижках при позднем Горбачеве сгорело денег на покупку больше чем одной машины, и в очереди на неё они стояли, но не дождались…

post-2-0-03436500-1338489156_thumb.jpg

В середине 80-х советские автомобили (а других и не было) приобретались по таким ценам:

  • «ЗАЗ-968М» - 5 600 руб.,
  • «ВАЗ-21011» - 6 400 руб.,
  • «ВАЗ-21013» - 7 200 руб.,
  • «ВАЗ-2102» - 7 400 руб.,
  • «ВАЗ-21051» - 7 500 руб.,
  • «ВАЗ-2103» - 7 500 руб.,
  • «ВАЗ-2105» - 8 000 руб.,
  • «ВАЗ-21063» - 8 200 руб.,
  • «ВАЗ-2106» - 8 400 руб.,
  • «ВАЗ-2107» - 9 000 руб.,
  • «Москвич-21406» - 7 400 руб.,
  • «Москвич-2140» - 7 500 руб.,
  • «Москвич-2140 Люкс» - 8 000 руб.,
  • «ИЖ-Комби» - 7 500 руб.,
  • «ВАЗ-2121 "Нива"» - 10 300 руб.,
  • «ГАЗ-24» - 11 200 руб.

Несмотря на такие цены, и на то что проездной на проезд в общественном транспорте стоил тогда копейки, люди готовы были годами отказывать себе во многом, лишь бы стать автолюбителем. И это при том, что вместе с машиной приобреталась не только радость обладания, но и головная боль в виде проблем: где поставить чтобы не угнали, где и по какому блату добыть резину, аккумулятор или крестовину, и как отдать долги, вызванные её покупкой.

Но люди готовы были ждать этого, и ждать достаточно долго – очередь на автомобиль растягивалась на года, причем неравномерно: чем круче и больше была контора к которой человек работал, тем больше ей выделялось машин. Например, на большой завод стабильно приходило 3 машины в год, а на «почтовый ящик» (закрытое оборонное предприятие или учреждение) приходило в год машин 5. При этом на какое-нибудь задрипанное НИИ приходил один автомобиль раз в несколько лет.

Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли купить новое авто, зато автомобиль можно было выиграть в лотерею. И знаете, выигрывали! Ну и конечно без проблем (но с записью) можно было купить машину за чеки «Берёзки». Нет, человеку любой профессии и пенсионеру можно было, конечно, встать в очередь на покупку авто в автомагазине по месту жительства, но на практике эта очередь стояла и не двигалась вообще.

Кроме того, попасть в эти списки могли только те, у кого на момент подачи заявления машины не было. Поэтому чтобы просто встать в очередь на приобретение авто, те кто имел старую машину, но хотел новую, должны были сначала продать своего старого железного друга, а потом годами ждать нового. Конечно это обходилось, и машины ставились на учёт на родителей или совершеннолетних детей.

И ещё одно – в СССР существовало такое понятие как «торговля открытками», в том числе и открытками на автомобиль. Поэтому люди становились в профкоме своего предприятия в очередь на покупку машины даже не имея на это ни средств, ни желания – в случае чего эту открытку можно было выгодно продать.

Но повышение цен, наращивание производства и сокращение экспорта машин в связи с моральным старением выпускаемых моделей дало свои плоды – в первой половине 80-х «Нивы», «Москвичи» и «Запорожцы» кое-где появились в свободной продаже. А где-то с 85-го года «Москвичи» можно было купить даже в кредит (качество этих машин к тому времени упало настолько, что желания их приобрести не возникало даже у непривередливых советских граждан). Но конце 80-х из-за резко усилившейся инфляции из свободной продажи они исчезли.

post-2-0-56023800-1338489156.jpg

<a name="cutid1-end">

Но мы говорим о середине 80-х, и о покупки машины по записи. Итак, после нескольких лет ожидания (а меньше двух лет в очереди тогда не стояли) наступал долгожданный день – получение открытки из автомагазина. Но и тогда цвет и модификацию машины выбрать было нельзя, поскольку в автомагазин машины приходили однотипной партией (к примеру только красные «ВАЗ-2106»). И если человек много лет назад записался на «Жигули» и ему пришла открытка, то он и брал только красную «шестерку». Хотя были возможны и варианты – если дать кому надо «на лапу» (впрочем, деньги давать и так, и так проходилось, чтобы не получить машину какой-нибудь «некондиционной»).

И чтобы не выглядеть на своей машине одинаково единообразно и уныло, советские автолюбители увлекались тогда украшательством машин, чтобы придать им исключительно оригинальный внешний вид (но советский авто-тюнинг настолько интересная тема, что она достойна отдельного разговора).

post-2-0-26536100-1338489157_thumb.jpg

А ещё обладание автомобилем накладывало на его владельца определённые обязательства: при каждом удобном случае мыть и натирать его до блеска, ковыряться под капотом каждый день, заряжать аккумулятор, и по возможности не эксплуатировать зимой. И разумеется, никто и помыслить не мог, чтобы оставить машину на ночь в собственном дворе – для этого строили гаражи (гаражный кооператив – это отдельная песня), и его расстояние от дома в несколько километров тогда никого не смущало.

Я всё это более-менее знаю потому что красная «шестерка» была тогда у моего отца, и я помню сколько было радости когда из автомагазина ему пришла открытка, как занимались деньги, как мы потом возились с ней в гараже, как выезжали к морю, к родственникам (да куда угодно), наслаждаясь поездкой и никуда не торопясь…

Нет, в СССР машина была роскошью, «ласточкой», членом семьи – всем чем угодно, но только не простым средством передвижения. И именно поэтому в Интернете теперь так много сайтов поклонников советских «копеек», «шестерок», «семерок», «Побед», «Запорожцев», «Москвичей» и «Волг» – ностальгия!

3 people like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Когда-то наш автопром, подхватив волну из Европы, начал не без посторонней помощи хорошую традицию - делать автомобили под отечественным брендом. Традиция осталась традицией, а автомобили так и не стали полноценными автомобилями, а жаль. Концерн Fiat вовремя ретировался и наш автопром остался у того самого "разбитого корыта".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиция осталась традицией, а автомобили так и не стали полноценными автомобилями, а жаль.

Не совсем согласен. То, что наши хуже- да. Но приора и Гранта- это уже.. почти нормальные авто.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но уже и не совсем наши они, итальянец Fiat под именем Granta стал говорить уже на французском и смахивать ы ту же сторону

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но уже и не совсем наши они, итальянец Fiat под именем Granta стал говорить уже на французском и смахивать ы ту же сторону

А я считал, что Гранта- рено+Ниссан, но никак не фиат

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это метафора конечно же. Просто прародитель был Fiat.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, это понятно. Но как раз именно Гранта- скорее Ниссан. Правда, там до одури сэкономили на всем.

но как сама авто на ходу- удивила.

Но если и брать - только в люксе с двиглом 1,6 и 16 клапанами. иномарки на светофоре отдыхают.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот если честно - то я люблю ездить один. и в последнее время, даже без музыки. А за штурмана- СитиГид. Кстати - наконец Тверь отрисовали прилично. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
А за штурмана- СитиГид. Кстати - наконец Тверь отрисовали прилично.

пересел с Ситигида на Геонет

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня Волга))))

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я уже 5 лет без колёс (а малой за эти годы уж 12 ласточек сменил). Но на "копейке" 4.5 года откатался в начале 90-х. Кроме кузовных и покраски сам всё делал. Ласточкой летала!

Share this post


Link to post
Share on other sites

ох уж этот автоваз)) у меня 2110, ну пока не мучала и на дороге нормальная))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Машина ЗИЛ, в работе использую и знаю все детали наизусть))).:nevizhu:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.