steaven

Как правильно эксплуатировать аккумулятор ноутбука/нетбука/ультрабука

В этой теме 3 сообщения

Введение

Современные ноутбуки на данный момент оснащаются Li-Ion аккумуляторами. Они пришли на смену NiCd и NiMH батареям.

Этот тип батарей довольно привередлив к условиям эксплуатации. В этой статье описано как максимально продлить срок службы батарей.

Основными факторами, которые определяют срок службы батареи являются:

  1. Температура;
  2. Количество циклов "заряд-разряд";
  3. Условия и срок эксплуатации;

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

1. Рабочая температура

Для Li-Ion батарей рабочими являются температуры от 5 до 45 градусов. Оптимальными являются температуры от 15 до 25. При таких температурах износ батареи минимален.

Если температура выходит за рамки рабочего диапазона, то батарея деградирует значительно быстрей. Стоит отметить, что Li-Ion батареи при сильном нагреве могут взрываться.

Как же понизить температуру батареи ноутбука? Самым простым способом является приподнимание заднего торца ноутбука. Для этого можно подложить книжку или другой предмет под задний торец. Это не только улучшит температуру внутренних компонент ноутбука за счет лучшей циркуляции воздуха, но и улучшит охлаждение батареи.

Выглядит это примерно так:

post-3-0-51449000-1318247287.jpg

Еще лучше для этих целей подойдет охлаждающая подставка. Вот так выглядит подставка от Zalman, например:

post-3-0-94946200-1318247287.jpg

Использование этих рекомендаций понизит температуру не только батареи, но и остальных компонентов ноутбука.

К таким мерам желательно прибегать во время игр или при работе с ресурсоёмкими приложениями. Дело в том, что батарея ноутбука размещена относительно близко к внутренним компонентам ноутбука, которые сильно нагреваются при наагрузке. Естественно, что часть тепла уйдет на нагрев батареи.

При офисной работе можно ничего и не ставить под задний торец ноутбука. Нагрев и так небольшой.

2. Заряд и разряд аккумулятора

Это второй фактор, который влияет на износ батареи.

Естественно, что при частой работе от батареи она будет изнашиваться быстрей. Обычно батарея ноутбука может пережить до 1000 циклов "разряд-заряд" при соблюдении температурного режима.

Li-Ion батареи, в отличие от NiCd и NiMh, имеют очень слабый эффект памяти. То есть их не нужно время от времени полностью разряжать и заряжать.

Используя Li-Ion аккумулятор, старайтесь избегать полного разряда. Если осталось 3-5% заряда аккумулятора, то ноутбук лучше выключить. Глубокий разряд чреват тем, что батарея может выйти из строя.

Играть от батарей не рекомендуется. В этом случае накладываются два негативных фактора: повышенная температура и ускоренный разряд. Вместе они ускоряют деградацию аккумулятора. Естественно, что при нескольких случаях эффекта нет, но если играть постоянно, то есть риск досрочно получить нерабочий аккумулятор.

3. Условия эксплуатации

Существует мнение, что для более-длительного сохранения батареи, ее нужно зарядить до 40% и вытащить из ноутбука. В этом есть доля правды, ведь при 40% заряде и определенных температурах достигается наименьшее падение ёмкости (подробней).']

Li-ion и Li-pol аккумуляторы должны храниться в заряженном состоянии. Если Li-ion аккумулятор оставить на хранение с напряжением ниже 2. 5 V сроком на три месяца или более, происходит невосстанавливаемая потеря его емкости. Кроме этого, может произойти коррозия элементов. Некоторые Li-ион аккумуляторы не допускают подзарядку, если напряжение на выводах элемента понизилось ниже критического уровня. Это требование выдвигается из соображений безопасности, потому что у глубоко разряженного элемента, изменяется химическая структура и подзарядка может быть опасной. Наилучшие результаты будут при хранении Li-ион аккумуляторов, заряженных до значения их емкости от 70 до 90 %. Некоторые изготовители могут рекомендовать более низкие значения емкости при хранении.

Типичные ошибки при хранении аккумуляторов:

Наиболее распространенная ошибка, допускаемая владельцами сотовых телефонов заключается в том, что они оставляют телефон или запасной аккумулятор в автомобиле жарким летом или холодной зимой. Летом температура внутри автомобиля может превысить 60°C. Надо отметить, что высокая температура как правило вредна для работы всех типов аккумуляторов независимо от их электрохимической системы. Длительное хранение и эксплуатация аккумулятора при высокой температуре ускоряет деградацию активных материалов внутри аккумулятора. Любопытно по этому поводу обратиться к данным производителей элементов для аккумуляторных батарей. В спецификациях на бытовые элементы приводятся следующие цифры (они типичны для всех производителей):

Li-ion и Li-pol аккумуляторы:

Заряд: 0°C ... +40°C (у некоторых производителей 5°C ... +45°C).

Разряд: -10°C ... +60°C (у некоторых производителей -20°C ... +60°C).

Хранение: -20°C ... 35°C (в течение 1 года), у некоторых производителей -20°C ... +25°C

Хранение: -20°C ... 55°C (в течение 90 дней), у некоторых производителей -20°C ... +45°C

Хранение: -20°C ... 60°C (в течение 30 дней)

Кроме этого, приведу любопытную табличку для качественного Li-ion аккумулятора со 100 % начальноой емкостью перед хранением:

post-3-0-35593600-1318247623.png

Таким образом, чем выше температура, тем меньшее время аккумулятор должен находиться в данных условиях. Никель-металлгидридные аккумуляторы наиболее чувствительны к высоким температурам по сравнению с аккумуляторами других электрохимических систем. Так постоянная эксплуатация и хранение при 45°C приведут к уменьшению количества циклов NiMH аккумулятора примерно на 60 процентов. NiCd элементы наоборот, менее всех других чувствительны к высокими температурами. Li-ion ведут себя почти так же как NiCd. А литий-ионные полимерные элементы, имеющие, главным образом, ту же самую природу, что и Li-ion, могут иногда вспучиваться, особенно при более высоких температурах.

При пониженной температуре условия хранения наилучшие, но отметим, что именно для хранения, т.к. отдача энергии при минусовых температурах у любых аккумуляторов падает, а заряжать и вовсе нельзя.

Кроме температуры, на срок службы аккумулятора существенное влияние оказывает степень его заряда. Как показывают результаты исследований оптимальный вариант это зарядить аккумулятор перед хранением наполовину.

Я придерживаюсь другой точки зрения. При разработке ноутбука и батареи к нему учитывалось, что батарея будет постоянно в ноутбуке. Соответствующим образом настраивался контроллер заряда и контроллер батареи. Да и теряется преимущество ноутбука в случаях, когда пропадает электричество в сети. Ноутбук без батареи просто отключиться и все несохраненные данные будут утрачены.

Со своего опыта скажу, что если придерживаться правильного температурного режима, то батарея протянет очень долго.

Чтобы примерно оценить степень изношенности батареи можно использовать утилиту Everest (скачать / скачать). Переходим на вкладку Компьютер - Электропитание:

post-3-0-75614100-1318247723.jpg

Степень изношенности на скриншоте составляет 1% (батарее 2 года, применялись все рекомендации, которые поданы выше). Безоговорочно этой информации нельзя, но общую тенденцию показать может.

Все вопросы, которые касаются эксплуатации батарей ноутбука, прошу высказывать в теме форума: АККУМУЛЯТОР И ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО. Вопросы о аккумуляторах и БП

Автор материала - Тониевич Андрей.

2 пользователям понравился пост

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Достаточно увлекательно, но мне кажется, что http://www.tehnocentr.ru/articles/view27/read28/ - здесь написано намного подробней и понятней! Но на вашем сайте я тоже нашел ответы на некоторые мои вопросы по эксплуатации!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
но мне кажется, что http://www.tehnocent.../view27/read28/ - здесь написано намного подробней и понятней!

Мдя. Ну и кто разряжает литиевые батареи до нуля??

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу